С 2013 года медицинские учреждения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь, будут финансироваться по подушевому принципу.
Это означает, что поликлиники будут получать средства за свою работу не из расчета количества посещений, как это было раньше, а за количество прикрепленных к поликлинике застрахованных граждан. Принцип подушевого финансирования на сегодняшний день считается наиболее прогрессивным методом оплаты медицинских услуг в поликлинике. Его внедрение в качестве способа оплаты амбулаторной помощи регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации № 1074 от 22.10.2012 года. В отличие от способа оплаты за каждое посещение, подушевое финансирование исключает искусственное наращивание объемов медицинской помощи, которое наблюдалось в течение 2011-2012 гг. С нового года большинство амбулаторных подразделений - 127 - будут выступать «фондодержателями». Ежемесячно они будут получать сумму финансирования в размере, пропорциональном количеству прикрепленного к поликлинике населения. Чем больше закрепленного населения - тем больше будет сумма финансирования. При расчете подушевых нормативов будет учитываться половозрастной состав населения в силу того, что маленькие дети и пожилые люди обращаются в медицинские учреждения значительно чаще, поэтому и затраты на их медицинское обслуживание будут выше. Полученные деньги будут распределяться руководством медицинского учреждения на основные (заработная плата, медикаменты, питание, мягкий инвентарь) и дополнительные статьи расходов в рамках одноканального финансирования (коммунальные услуги, услуги связи и др.). Остаток средств на конец каждого месяца медицинские учреждения оставляют у себя, их можно использовать на повышение заработной платы врачам, закуп медикаментов и расходных материалов и т.д. Между тем, подушевое финансирование предполагает осуществление взаиморасчетов между медицинскими учреждениями за помощь, оказанную неприкрепленным гражданам. Например, если гражданин, прикрепленный к поликлинике А, в силу каких-либо причин, обратился за медицинской помощью или за прохождением обследования в поликлинику Б, то в последствии учреждение А должно перечислить средства учреждению Б за медицинскую помощь, оказанную прикрепленному к ним пациенту. Необходимо отметить, что система подушевого финансирования амбулаторной медицинской помощи, направлена, прежде всего, на стимулирование медицинских учреждений к повышению качества оказываемой помощи, а не наращиванию её объемов. В новых условиях поликлиникам будет не выгодно устраивать «вал» посещений с целью получения большего количества денежных средств. Теперь в цене профилактика, и, как следствие, снижение заболеваемости населения.
Немало важно то, что подушевой принцип делает на практике реальным право пациента на выбор медицинского учреждения. Несмотря на то, что в федеральном законодательстве оно закреплено уже в течение многих лет, граждане периодически сталкиваются с отказом в Дина Кравченко Пресс-секретарь Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования оказании медицинской помощи на основании того, что человек не проживает на территории прикрепления к медицинскому учреждению. Исходя из логики подушевого финансирования, медицинским учреждениям будет выгодно прикреплять как можно больше граждан, потому что от этого количества зависит объем их финансирования. Для того чтобы привлечь пациентов, руководителям медицинских учреждений необходимо создать все условия оказания медицинской помощи - полностью укомплектовать штат врачей, предоставлять пациенту возможность пройти необходимое обследование, ликвидировать очереди и т.д. По мнению директора Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования Михаила Вербитского, подушевое финансирование выступит в качестве лакмусовой бумаги, и покажет, в каких медицинских учреждениях люди действительно хотят обслуживаться, а из которых будет наблюдаться массовый отток пациентов. По его словам, в настоящее время ЧОФОМС разрабатывает систему материального стимулирования медицинских учреждений. Со следующего года в конце каждого квартала сэкономленные деньги будут направляться в медицинские учреждения на дополнительные выплаты медицинским работникам. Стоимость Территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2013 году составит 24, 4 млрд. рублей. Из них - около 5 млрд. будет направлено на оплату амбулаторно-поликлинической помощи населению Челябинской области по подушевому принципу.
Отметим, что в следующем году кроме амбулаторного звена, на подушевое финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования перейдет служба скорой медицинской помощи. Медицинская помощь, оказываемая гражданам в круглосуточных стационарах, пока будет оплачиваться по-прежнему - за каждого пролеченного больного.