Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Создание благоприятной среды жизнедеятельности жителям муниципальных образований составляет основу деятельности функциональных и территориальных органов местного самоуправления. Эти конституционные принципы являются приоритетной основой в организации муниципального земельного контроля.
Дальнейший рост городов и соответственно увеличение площадей использования земель под застройку увеличили и количество городских землепользователей и, следовательно, увеличили значение земельного контроля в городах. Городские земли все чаще становятся объектами различных правонарушений, в том числе самовольного захвата. Сложившаяся ситуация обязывает к взаимодействию по усилению контроля за их использованием со стороны как государственных органов, так и органов местного самоуправления и общественности.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 ЗК РФ земельный контроль за использованием земель на территории муниципальных образований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Этими актами в муниципальных образованиях являются акты представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон об организации местного самоуправления) местное самоуправление в РФ осуществляется непосредственно населением, проживающим на своей территории, либо через выборные органы местного самоуправления. При этом следует отметить, что законодатель осуществляет регулирование вопросов муниципального и общественного земельного контроля в рамках одной статьи (ст. 72 Земельного кодекса РФ), что дает основание полагать о рассмотрении земельного контроля в качестве единого процесса.
Таким образом, осуществление муниципального земельного контроля возможно органами местного самоуправления путем принятием нормативно правовых актов, устанавливающих порядок организации и проведения муниципального земельного контроля, а также созданием – территориальных общественных самоуправлений (некоммерческих организаций). В соответствии со ст. 27 Закона об организации местного самоуправления под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления
В свою очередь Федеральным законодательством не предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности органами муниципального земельного контроля. Кроме того, Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) не содержит норм, уполномочивающих соответствующие органы муниципального земельного контроля на составление протоколов, а также не содержит норм, позволяющих муниципальным инспекторам применять к нарушителям земельного законодательства меры административной ответственности.
В связи с этим, муниципальный земельный контроль обязан осуществлять свою деятельность во взаимодействии с уполномоченными органами, осуществляющими государственный земельный надзор.
В целях организации указанного выше взаимодействия Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление) в настоящее время заключено 140 соглашений с органами местного самоуправления.
На территории Челябинской области взаимодействие государственных и муниципальных инспекторов осуществляется путем проведения совместных проверок, рассмотрения материалов, направленных органами муниципального надзора, и привлечения виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.1, ч.1 ст. 7.2, ст.ст. 7.10, 8.8 КоАП РФ, проведения совместных совещаний по организации такого взаимодействия, обучающих семинаров и т.д.
Не смотря на все указанное выше эффективность муниципального контроля на территории Челябинской области на сегодняшний день на достаточно низком уровне, как в количественных, так и в качественных показателях.
Не всеми муниципальными образованиями Челябинской области подготавливаются планы проведения проверок соблюдения земельного законодательства в отношении пользователей земельных участков.
На территории некоторых муниципальных образований информация о бездействии органов местного самоуправления в организации и проведении муниципального надзора, о ненадлежащем исполнении полномочий органами муниципального контроля была направлена Управлением в органы прокуратуры с целью принятия соответствующих мер. По результатам проверки органами прокуратуры, проведенных на основании полученной от Управления информации, вынесены представления об устранении нарушений закона на территориях данных муниципальных районов.
Непосредственное взаимодействие государственных и муниципальных инспекторов происходит путем материалов проверки, подтверждающие наличие нарушения земельного законодательства, для рассмотрения и принятия решения. На основании материалов проверки соблюдения земельного законодательства государственными инспекторами выносится решение о виновности или невиновности лиц в совершении административного правонарушения, и привлечения их к административной ответственности.
В свою очередь органы муниципального контроля направляют в адрес Управления по выявленным нарушениям недостаточно материалов, подтверждающих наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильности рассмотрения дела, т.е. доказательную базу (имеются случаи во всех муниципальных образованиях).
Также материалы проверки органов муниципального надзора зачастую подготовлены ненадлежащим образом (отсутствуют сведения о надлежащем извещении проверяемого лица, о времени и месте проведения проверки и составлении протокола об административном правонарушении, отсутствует распоряжение о проведении проверки). Встречаются случаи несоблюдения сроков предоставления материалов проверки, установленных совместным соглашением.
Наличие указанных обстоятельств очень часто исключает возможность привлечения органом государственного земельного контроля лиц к административной ответственности.
Совершенствование системы муниципального и общественного земельного контроля напрямую зависит от инициативы органов местного самоуправления, а также в целом от осознание участия граждан в жизни общества, отражающие его сознательные реальные действия в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей, в том числе к земле и другим природным ресурсам родного края, то есть формирования в обществе активной гражданской позиции.
Кроме того, необходимо совершенствование Федерального законодательстве в области муниципального контроля, в том числе расширения полномочий органом местного самоуправлений в указанной сфере.