№ 885 от 21.12.2018г. О внесении изменений и дополнений в Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
В соответствии со статьей 160.2–Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, руководствуясь статьями 36, 37 Устава муниципального образования «Чебаркульского городского округа»:
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести изменения в Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) бюджета городского округа, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета городского округа, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета городского округа, утвержденный постановлением администрации Чебаркульского городского округа от 12.12.2017 г. № 889:
1) в раздел I «Общие положения» добавить пункт 1.1 следующего содержания:
«пункт 1.1. Главные администраторы (администраторы) бюджета городского округа в целях обеспечения осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита принимают правовые акты по вопросам, определенным настоящим Порядком»;
2) пункт 2 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» изложить в новой редакции:
«2. Внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым руководителем (заместителями руководителя), иными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджета городского округа, организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), направленным на:
1) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета главным администратором (администратором) бюджета городского округа и подведомственными ему получателями бюджета городского округа;
2) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности) главным администратором (администратором) бюджета городского округа и подведомственными ему получателями бюджета городского округа;
3) подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств»;
3) пункт 3 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» изложить в новой редакции:
«3. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несут руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) бюджета городского округа, курирующие структурные подразделения главного администратора (администратора) бюджета городского округа, в соответствии с распределением обязанностей, а также руководители структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры»;
4) в пункте 5 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» исключить слова «…в соответствии с их должностными регламентами…»;
5) в раздел II «Осуществление внутреннего финансового контроля» добавить пункт 5.1. следующего содержания:
«5.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем осуществления контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур»;
6) пункт 6 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» изложить в новой редакции:
«6. К контрольным действиям относятся:
1) проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;
2) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
3) сверка данных;
4) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур»;
7) пункт 7 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» изложить в новой редакции:
«7. Контрольные действия, указанные в пункте 6 настоящего Порядка (далее - контрольные действия), применяются в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), смежного контроля (далее - методы контроля)»;
8) в пункте 9 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» вместо слов «…проведения…» читать «…осуществления…»;
9) пункт 13 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» изложить в новой редакции:
«13. Процесс формирования (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
1) оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;
2) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков»;
10) в раздел II «Осуществление внутреннего финансового контроля» добавить пункт 13.1 следующего содержания:
«13.1. Оценка бюджетного риска осуществляется по следующим критериям:
1) вероятность - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
2) степень влияния - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (далее - качество финансового менеджмента), осуществляемых главным администратором (администратором) бюджета городского округа, величине ущерба, причиненного Чебаркульскому городскому округу, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей муниципальной программы.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.
Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
1) информации соответствующих структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджета городского округа о результатах внутреннего финансового контроля и отчетов о результатах аудиторских проверок;
2) информации о возникновении коррупционно опасных операций.
К коррупционно опасным операциям для целей настоящего Порядка относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):
1) при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
2) необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции органа местного самоуправления, определенной в качестве коррупционно опасной;
3) в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как высокое, либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее.
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками»;
11) пункт 15 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» изложить в новой редакции:
«15. Актуализация карт внутреннего финансового
контроля проводится:
1) при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджета городского округа о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 25 настоящего Порядка;
2) в случае внесения изменений в нормативные
правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур»;
12) в раздел II «Осуществление внутреннего финансового контроля» добавить пункт 15.1 следующего содержания:
«15.1. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, к которым в том числе относятся:
1) меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
2) меры, направленные на устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
3) меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры;
4) проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов и иных нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства муниципального образования.
Указанный перечень мер составляется (уточняется) с учетом результатов оценки бюджетных рисков и утверждается руководителем (заместителями руководителя) главного администратора (администратора) бюджета городского округа»;
13) пункт 16 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» изложить в новой редакции:
«16. Формирование, утверждение и актуализация карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур осуществляются в порядке, установленном главным администратором (администратором) бюджета городского округа, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Актуализация (формирование) карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур проводится не реже одного раза в год»;
14) пункт 17 раздела II «Осуществление внутреннего
финансового контроля» изложить в новой редакции:
«17. При поступлении информации о выявленных нарушениях главный администратор бюджета городского округа обязан представлять в направивший такую информацию орган муниципального финансового контроля сведения о мерах по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, сведения об актуализации карт внутреннего финансового контроля и копии документов, подтверждающих принятие соответствующих мер»;
15) пункт 19 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» изложить в новой редакции:
«19. Самоконтроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом должностным лицом каждого структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджета городского округа путем проведения проверки выполняемой им операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, муниципальным правовым актам , регулирующим бюджетные правоотношения и (или) обусловливающим расходные (бюджетные) обязательства муниципального образования, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам, и (или) сверки данных»;
16) в пункт 21 (1) раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» после слов «… структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджета городского округа» добавить слова «…и (или) проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур»;
17) в абзац 1 пункта 22 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» после слов «…бюджетных процедур» добавить слова «…в том числе с применением автоматизированных информационных систем».;
18) в пункте 25 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» вместо слов «По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные» читать «Руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) бюджета городского округа по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимает решения с указанием сроков их выполнения, направленные»;
19) в подпункте 2 пункта 25 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» вместо слов « …вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее именуются бюджетные риски)» читать «…бюджетные риски»;
20) в пункте 26 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» исключить слова «… и отчетах внутреннего финансового аудита, предоставленных руководителю (заместителю руководителя)…»;
21) пункт 27 раздела II «Осуществление внутреннего финансового контроля» исключить;
22) в пункт 28 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» добавить абзац:
«28. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором (администратором) бюджета городского округа, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) бюджета городского округа»;
23) пункт 30 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» изложить в новой редакции:
«30.Структурные подразделения главного администратора (администратора) бюджета городского округа являются объектами внутреннего финансового аудита (далее - объекты аудита)»;
24) в разделе III «Осуществление внутреннего финансового аудита» добавить пункт 30.1 следующего содержания:
«30.1. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
1) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
2) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
3) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
4)оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
5) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
6) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
7) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность»;
25) в абзац 1 пункта 34 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» после слов «…внутреннего финансового контроля» добавить слова «…письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита»;
26) абзац 4 пункта 34 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» исключить;
27) подпункт 2 пункта 35 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» изложить в новой редакции:
«2) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) бюджета городского округа с применением в соответствии с пунктом 47.1 настоящего Порядка основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также соблюдения главным администратором бюджета городского округа порядка формирования сводной бюджетной отчетности»;
28) в подпункте 3 пункта 35 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» исключить слова «…(актами и заключениями)»;
29) в пункте 36 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» после слов «… за организацию…» добавить слова «… и осуществление …»;
30) пункт 37 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» исключить;
31) в пункт 40 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» после слов «…составление плана…» добавить слова «… и (или)…»;
32) подпункт 3 пункта 40 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» изложить в новой редакции:
«3) результаты оценки бюджетных рисков»;
33) в подпункте 6 пункта 40 раздела III Осуществление внутреннего финансового аудита» вместо слов «…выполнения…» читать «…проведения…»;
34) подпункт 2 пункта 41 раздела III Осуществление внутреннего финансового аудита» изложить в новой редакции:
«2) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами муниципального финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита»;
35) в пункте 45 раздела III Осуществление внутреннего финансового аудита» исключить слова «…состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы»;
36) пункт 46 раздела III Осуществление внутреннего финансового аудита» исключить;
37) пункт 47 раздела III Осуществление внутреннего финансового аудита» изложить в новой редакции:
«47. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
1) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
2) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
3) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
4) подтверждение, представляющее собой ответ на
запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
5) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником подразделения внутреннего финансового аудита;
6) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур»;
38) в раздел III «Осуществление внутреннего финансового аудита» добавить пункт 47.1 следующего содержания:
«47.1. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) бюджета городского окрога, субъект внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
1) осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:
1) существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);
2) вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации»;
39) пункт 49 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» изложить в новой редакции:
«49. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки»;
40) в подпункт 1 пункта 53 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» добавить слова «….в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение»;
41) подпункт 3 пункта 53 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» изложить в новой редакции:
«3) выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) бюджета городского округа, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении главным администратором бюджета городского округа порядка формирования сводной бюджетной отчетности»;
42) в пункте 54 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» вместо слов «…вправе принять одно или несколько из решений…» читать «…принимает одно или несколько из следующих решений…»;
43) в подпункте 4 пункта 54 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» исключить слова «…бюджетного законодательства Российской Федерации...»;
44) в пункт 54 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» добавить подпункт 5 следующего содержания:
«5) о проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 25 настоящего Порядка»;
45) в раздел III «Осуществление внутреннего финансового аудита» добавить пункт 54.1 следующего содержания:
«54.1. При принятии руководителем главного администратора (администратора) бюджета городского округа решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 54 настоящего Порядка, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и осуществляет контроль за его выполнением»;
46) пункт 55 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» изложить в новой редакции:
«55. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита до 1 февраля текущего финансового года»;
47) в абзаце 2 пункта 56 раздела III «Осуществление внутреннего финансового аудита» исключить слова «…нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур…».
2. Отделу ИКТ (Епифанов А.А.) опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
3. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2019 года.
Глава
Чебаркульского городского округа С.А. Ковригин
* Утратило силу на основании постановления № 701 от 02.12.2019г. О признании утратившими силу постановлений администрации Чебаркульского городского округа от 12.12.2017 г. № 889, от 21.12.2018 г. № 885
Официальные объявления
Официальные объявления
Новости губернатора
http://gubernator74.ru/
22 ноября 2024
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер принял участие во Всероссийском слете студенческих отрядов в Кремле
21 ноября 2024
В ходе рабочего выезда в Кизильский район Алексей Текслер осмотрел ряд социальных объектов муниципалитета
Новости правительства
http://pravmin74.ru/Налоги строим дом Платформа благотворительного фонда ОНФ «Все для победы!» Служба по контракту Кибербезопасность Вместе против коррупции! Противодействие мошенническим практикам Финансовая культура Общественная приёмная Губернатора Челябинской области Горячая линия "Сообщи о коррупции" Инициативное бюджетирование Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости Федеральная налоговая служба ГИС ЖКХ Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области Госуслуги Челябинской области Восстановление прав жертв политических репрессий