В ТФОМС Челябинской области подвели итоги работы службы скорой медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования за 2013 год.
Фактический объем финансирования службы за счет средств обязательного медицинского страхования в 2013 году составил 1,53 млрд. рублей, что больше запланированной суммы на 30 млн. рублей. Таким образом, финансирование скорой медицинской помощи было выполнено на 102% от запланированного показателя.
Большая часть средств в размере 1,21 млрд. рублей была направлена на оплату труда медицинских работников скорой медицинской помощи. При этом все плановые показатели в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", по заработной плате были выполнены в полном объеме.
По данным фонда, в 2013 году средняя заработная плата врачей службы скорой медицинской помощи составила 38,3 тыс. руб. в месяц, среднего медперсонала (врачей и фельдшеров) - 22,4 тыс. руб. Данные показатели выше плановых не только 2013, но и 2014 года, а по некоторым подразделениям даже 2015 года. При этом существуют финансовые возможности для дальнейшего стабильного роста фонда оплаты труда.
Кроме того, благодаря совместным действиям Правительства Челябинской области, органов управления здравоохранением и ТФОМС, на протяжении прошлого года удалось привлечь в скорую медицинскую помощь новые кадры. Так, только на территории г. Челябинска, в 2013 году на работу в «скорую» пришли более 40 молодых специалистов.
Кроме выплаты зарплаты, впервые за многие годы более 28,6 млн. рублей было направлено на проведение ремонтов подстанций, 9,3 млн. рублей – на приобретение спецодежды, а также на 31,5 млн. рублей были закуплены тромболитики - препараты для тромболитической терапии, которая способствует восстановлению нормального кровотока при острых сердечных состояниях.
В ходе проведения совещания, посвященного итогам работы скорой помощи за 2013 год, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Челябинской области по скорой медицинской помощи Александр Осипов признался, что вхождение службы скорой медицинской помощи в систему ОМС «на первых порах вызывало тревогу и опасения у медицинского персонала выездных бригад и руководителей службы». По его словам, опасения были связаны, прежде всего, с устаревшей материально-технической базой подразделений «скорой», отсутствием опыта работы в системе обязательного медицинского страхования, в том числе организации учета застрахованных лиц, составления реестров, взаимодействия со страховыми компаниями, и т.д. В свете хронического недофинансирования службы в предшествующие годы, некоторые медики опасались возможных рисков уменьшения зарплаты.
Тем не менее, в течение 2013 года специалистами службы скорой помощи и сотрудниками фонда проводилась аналитическая работа по уточнению объемов, характера и структуры вызовов, определялись масштабы дополнительной работы по составлению реестров обслуженных лиц, проведению экспертизы качества медицинской помощи.
Результаты наработок обсуждались на совещаниях в фонде, а также на научно-практической конференции, посвященной первому опыту работы службы скорой помощи Челябинской области в условиях одноканального финансирования.
Итогом совместной работы стали значительные улучшения как материально-технической базы станций скорой медицинской помощи, так повышение заработной платы медицинских работников. «В 2013 году за счет областного бюджета были приобретены более двухсот автомобилей скорой медицинской помощи. Большинство их них оснащены современной портативной лечебно-диагностической аппаратурой. За счет средств ОМС для сотрудников выездных бригад были закуплены зимняя и летняя спецодежда, дорогостоящие лекарственные препараты. Ряду подразделений скорой медицинской помощи были выделены денежные средства на проведение текущих ремонтов, - рассказал Александр Осипов, - на станции скорой помощи г.Челябинска осуществляется модернизация службы связи с полной заменой оборудования. После увеличения тарифов ФОМС на оплату медицинской помощи в мае 2013 года, появилась возможность увеличения среднемесячной заработной платы медицинских работников до уровня индикативных показателей».
В течение 2013 года финансирование службы медицинской помощи по разным направлениям увеличивалось несколько раз. Так, весной 2013 года после совместной работы с Правительством Челябинской области было принято решение об увеличении с 1 апреля финансирования скорой медицинской помощи на 100 миллионов рублей. Увеличение финансирования было вызвано необходимостью улучшения условий работы врачей «скорой», решения проблемы кадрового дефицита, укомплектования новых, в том числе специализированных бригад.
Тогда же было запланировано обновление системы связи, которой пользуется служба скорой помощи в г.Челябинске. Существовавшие средства связи в то время уже устарели и перестали отвечать современным требованиям: из-за многочисленных «высоток» на территории областного центра связь часто терялась. Об этом неоднократно сообщали врачи и фельдшеры «скорой помощи». Поэтому весной 2013 года на территории Челябинска из средств областного ФОМС были установлены новые специальные антенны.
Следующее увеличение финансирования скорой медицинской помощи на 10% произошло уже спустя месяц, с 1 мая 2013 года.
А осенью в рамках одноканального финансирования медицинских учреждений дополнительные средства на проведение ремонтов получили две станции скорой медицинской помощи. Для станции скорой помощи Коркинского муниципального района на текущий ремонт зданий был направлен 1 млн. рублей, кроме того, 200 тыс. рублей получила станция скорой помощи Саткинского района на ремонт гаражных помещений. Тогда при принятии этого решения было отмечено, что улучшение условий труда работников скорой медицинской помощи остается важным направлением деятельности фонда, а создание комфортных условий работы врачей и фельдшеров экстренной службы позволит привлечь в отрасль новых специалистов.
В соответствии с действующим законодательством, специалистами страховых медицинских организаций, работающих в сфере ОМС Челябинской области, а также сотрудниками ТФОМС Челябинской области впервые с 2013 года проводился экспертный контроль оказания скорой медицинской помощи. По результатам его проведения, было рекомендовано сторогое соблюдение порядков и стандартов оказания медицинской помощи, внимательность при ведении медицинской документации и получение сертификатов всеми медицинскими работниками службы.
Напомним, что служба скорой медицинской помощи вошла в систему обязательного медицинского страхования c 1 января 2013 года. В течение года фонд выделил на содержание службы на 17% больше средств, чем было направлено из бюджета в 2012 году.
Как отмечают специалисты, преимуществом работы в системе ОМС является возможность самостоятельного перераспределения денежных средств между статьями расходов и приобретения основных средств для нужд учреждения, а проведение экспертного контроля за работой медицинского персонала позволяет связать нагрузку специалистов и качество оказанной медицинской помощи с заработной платой медработников выездных бригад.