С 1 октября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости».
Наряду с существенными изменениями порядка проведения государственной регистрации прав, такие же значительные изменения внесены и в порядок проведения государственного кадастрового учета, который регулируется Законом о кадастре (Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Более 100 поправок внесено в Закон о кадастре. Изменения коснулись как состава сведений ГКН, так и порядка представления документов на государственный кадастровый учет, порядка и сроков осуществления кадастрового учета, а также кадастровой деятельности, которую осуществляют на территории Челябинской области 545 аттестованных кадастровых инженеров. Более подробно об изменениях законодательства в сфере кадастрового учета рассказывает директор филиала Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области Семенова Марина Васильевна.
1. Какие изменения претерпел состав сведений государственного кадастра недвижимости?
М.В.: Что касается состава сведений государственного кадастра недвижимости, то он значительно расширен за счет дополнительных характеристик в отношении объектов капитального строительства, таких как: наименование объекта, степень готовности объекта незавершенного строительства, проектируемого назначения здания, сведения о вещных правах, в случае, если указанные права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, общедоступные сведения о правах и ограничениях этих прав, содержащиеся в ЕГРП, считаются внесенными в ГКН. Такое расширение состава сведений ГКН значительно упростит процедуру идентификации объекта при регистрации права.
2. Какие изменения коснулись порядка представления документов на кадастровый учет?
М.В.: В отношении порядка представления документов на кадастровый учет, необходимо обратить внимание на следующее:
1. Во-первых, утратили силу положения Закона о кадастре, устанавливающие осуществление кадастрового учета по месту нахождения объекта. Теперь, заявление о кадастровом учете объекта недвижимости может быть представлено в орган кадастрового учета или в МФЦ по месту нахождения объекта в пределах кадастрового округа. То есть, вне зависимости от того, в каком муниципальном районе Челябинской области находится объект недвижимости, заявление на осуществление его учета можно подать в любом пункте приема Кадастровой палаты или МФЦ области.
2. Документы для осуществления кадастрового учета (межевой план, технический план, акт обследования объекта недвижимости), с 01.10.2013 должны представляться в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера, подготовившего данные документы (для получения такой подписи потребуются услуги аккредитованного удостоверяющего центра, который соответствует требованиям Росреестра).
3. Расширен список лиц, которые вправе обратиться за учетом изменений объекта недвижимости. За учетом изменений объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (при условии, что договор аренды заключен на срок более 5-ти лет), с 01.10.2013 вправе обратиться лица, обладающие этими объектами на указанном праве. С заявлением об учете изменений объекта недвижимости, в связи с изменением сведений об адресе объекта недвижимости и категории земли объекта недвижимости, вправе обратиться любые лица.
4. Кроме того, если в Кадастровую палату поступит заявление об учете в связи с изменением категории, разрешенного использования, назначения здания (помещения), и при этом орган государственной власти или орган местного самоуправления не предоставит соответствующие документы в порядке информационного взаимодействия, Кадастровая палата самостоятельно запросит эти сведения, без участия заявителя.
5. Значительно сокращаются сроки осуществления кадастрового учета – до 18 календарных дней вместо ранее установленных 20-ти рабочих (т.е. 26-ти календарных). Здесь стоит отметить, что в настоящее время постановка на учет объектов недвижимости в Челябинской области осуществляется в течение 5-7 рабочих дней (5-9 календарных), что фактически в 2 раза быстрее сроков, установленных законом.
6. Особенно следует обратить внимание на значительное увеличение срока временного характера сведений в отношении образованных объектов недвижимости. С 1 октября 2013 года зарегистрировать право на земельный участок будет возможно в течение 5 лет после постановки объекта на кадастровый учет. До этой даты, снятие земельного участка со статусом «временный» с кадастрового учета происходило по истечении 2 лет с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
7. С 1 октября 2013 года Кадастровая палата будет выдавать документы по результатам кадастровых процедур в электронном виде, за исключением случаев, если в заявлении указан способ получения документов на бумажном носителе, либо заявитель получает их в МФЦ.
8. Легализован в законе такой вид сведений кадастра недвижимости, как кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Ранее сведения кадастра недвижимости в виде кадастровой справки предоставлялись только в отношении земельных участков. Теперь, после внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты, подготавливаемые в связи с принятием 250-ФЗ, заказать кадастровую справку станет возможным в отношении любого объекта недвижимости – земельного участка, дома, квартиры, помещения.
3. Коснулись ли изменения порядка приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета?
М.В.: Изменения коснулись и положений статей 26 и 27 Закона о кадастре, регулирующих основания для принятия решений о приостановлении или об отказе в осуществлении кадастрового учета. Законодателем значительно расширен перечень оснований для приостановления в осуществлении кадастрового учета, за счет сокращения оснований для отказа, а это, как следствие, позволит заявителям устранить все замечания в документах ДО принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Здесь стоит отметить, что теперь Кадастровая палата будет принимать решения о приостановлении учета в случае, когда заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона, до 1 октября 2013 года Кадастровая палата была вынуждена принимать решения об отказах. Так, за первое полугодие 2013 года процент отказа по вышеуказанному основанию составил 60 % от общего количества отказов по земельным участкам, и 66% – по объектам капитального строительства. Данное нововведение значительно облегчит процесс постановки объектов недвижимости на кадастровый учет.
4. Изменения в законодательстве затронули профессиональных участников рынка – кадастровых инженеров, в частности, их деятельность?
М.В.: Необходимо напомнить, что кадастровую деятельность в отношении объектов недвижимости (подготовку технических и межевых планов, актов обследования) вправе осуществлять аттестованные кадастровые инженеры. До 1 января 2014 года подготавливать документы для осуществления государственного кадастрового учета также могут и организации технической инвентаризации. По состоянию на 25 сентября 2013 года в реестре кадастровых инженеров, размещенном на официальном сайте Росреестра, содержатся сведения о 545 аттестованных специалистах Челябинской области.
Законом о кадастре предусмотрена процедура аннулирования аттестата кадастрового инженера, в Челябинской области аттестатов лишены 13 кадастровых инженеров, 8 из них – в 2013 году. Максимальное количество решений об аннулировании аттестатов вынесено из-за принятия органом кадастрового учета в течение одного календарного года более 10-ти решений по основаниям «грубого нарушения» требований Закона о кадастре.
В 250-ФЗ более детально прописано одно из оснований для аннулирования аттестата кадастрового инженера, в частности, исключено оценочное понятие «грубое нарушение», взамен указываются конкретные положения Закона о кадастре. Суммарное количество отказов должно составлять 25 и более процентов от общего количества решений об осуществлении кадастрового учета и об отказе в осуществлении кадастрового учета. Также добавлено новое основание для аннулирования аттестата кадастрового инженера: принятие за последние 3 года деятельности кадастрового инженера 10 и более решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ объектов недвижимости.