Межведомственное информационное взаимодействие - осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами. Такое определение межведомственному информационному взаимодействию дано Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Далее Закон об услугах).
В чем суть такого взаимодействия? Федеральные органы исполнительной власти, органы внебюджетных фондов, органы местного самоуправления при предоставлении ими различных государственных услуг за получением сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) должны обращаться самостоятельно, без участия граждан и юридических лиц. Главным плюсом организации межведомственного взаимодействия является снятие с заявителя необходимости предоставления документов и информации, которые имеются в распоряжении государственных органов, что позволит повысить качество предоставляемых государственных услуг.
К примеру, в рамках межведомственного взаимодействия при обращении заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, он не обязан предоставлять выписки из ЕГРП или уведомления об отсутствии сведений в ЕГРП о таком земельном участке. За этими сведениями уполномоченный орган власти обращается в Росреестр самостоятельно.
Или, например, при обращении заявителя - юридического лица либо арбитражного управляющего в деле о банкротстве юридического лица за получением сведений ограниченного доступа из ЕГРП теперь не требуется предоставление ими выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая выписка запрашивается специалистами Управления Росреестра в Федеральной налоговой службе.
Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется на бумажных носителях, посредством электронного обмена информацией, либо посредством доступа к единому информационному ресурсу Управления Росреестра путем получения электронных ключей доступа к этому ресурсу.
Стоит отметить, что межведомственное взаимодействие распространяется не на все виды документов. Так, Законом об услугах установлен исчерпывающий перечень документов личного хранения, которые гражданин или организация обязаны представить лично в Росреестр. К таким документам относятся документы, удостоверяющие личность гражданина, учредительные документы юридического лица, решения, заключения, выдаваемые органами опеки и попечительства, решения судов, документы архивного фонда, различные свидетельства – о браке, о рождении и. т.д
Таким образом, отсутствие необходимости предоставления заявителями сведений, которые названные органы вправе и могут получить безвозмездно без участия граждан и юридических лиц, позволит значительно упростить процесс взаимодействия граждан с государственным органом, повысить качество и эффективность предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество.