В 2012 году завершилась реализация основных направлений программы модернизации здравоохранения Челябинской области и национального проекта «Здоровье». Для того чтобы медицинские учреждения не ощутили снижение финансирования в связи с завершением программ, Челябинский областной фонд ОМС взял на себя ряд новых расходных обязательств.
С 2013 года осуществление денежных выплат врачам и фельдшерам скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов, работникам участковых служб – врачам и медицинским сестрам, а также стимулирующие выплаты врачам – специалистам, фельдшерам и медицинским сестрам в поликлинике включены в Территориальную программу обязательного медицинского страхования. Это значит, что все необходимые для этих выплат средства будут выделяться не из федеральной казны, а из бюджета ЧОФОМС.
Одним из наиболее важных вопросов, который также удалось решить в текущем году, – это расширение перечня тарифов с признаком «спец» на оплату стационарной медицинской помощи. Данные тарифы имеют увеличенную стоимость по сравнению с обычными тарифами, и применяются при оплате наиболее затратных и дорогостоящих медицинских услуг. В 2011-2012 годах в рамках программы модернизации здравоохранения медицинские учреждения работали по стандартам медицинской помощи. Стандарты включали в себя перечень обследований и медицинских манипуляций, которые должны быть проведены пациенту с определенным заболеванием и оплачивались по очень высоким тарифам, некоторые из которых доходили до 200-250 тыс. рублей за одного больного. Эти средства медицинские учреждения направляли на закуп дорогостоящих медикаментов, увеличение заработной платы медицинскому персоналу, работающему в круглосуточных стационарах.
«Челябинский областной фонд ОМС готов приложить максимум усилий, чтобы финансирование медицинской помощи на Южном Урале было высоким и стабильным, - говорит директор ЧОФОМС Михаил Вербитский, - программа модернизации здравоохранения, бесспорно, многое дала южноуральским больницам: кроме капитальных ремонтов и закупа дорогостоящего оборудования, были выделены средства на внедрение стандартов медицинской помощи в стационаре, осуществление стимулирующих выплат врачам-специалистам в поликлинике. В 2013 году, когда программа уже фактически завершилась, и федеральные деньги на эти цели уже поступать не будут, многие расходные обязательства мы взяли на себя. Размер утвержденных тарифов «спец» гораздо выше обычной среднепрофильной стоимости, кроме того, все дорогостоящие исследования, которые необходимы для постановки диагноза или лечения, и входящие в стоимость стандарта, мы вывели в отдельный тариф. Это значит, что кроме средств по тарифу «спец», больницы будут дополнительно получать деньги, например, за каждую проведенную компьютерную или магнитно-резонансную томографию. Медицинские учреждения от этого только выиграют».
Таким образом, тарифы «спец» призваны покрыть расходы медицинских учреждений на оказание затратных видов медицинской помощи и хотя бы частично компенсировать завершение работы по стандартам. В 2013 году к уже имеющимся вводится дополнительно 28 тарифов «спец» по 11 профилям. Кроме того, значительно расширен и перечень медицинских учреждений, которые могут их применять. В 2013 году использовать данный вид тарифов смогут не только крупные городские больницы, но и медицинские учреждения в малых городах, а также центральные районные больницы.