Официальный сайт администрации Чебаркульского городского округа / Наш город / Предприятия и учреждения / Чебаркульская городская прокуратура / Прокурор разъясняет закон / Как не допустить нарушений при размещении заказа у единственного поставщика (управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе)

 Единственный поставщик - это физическое или юридическое лицо, с которым можно заключить контракт без проведения конкурентных процедур.
Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Осуществление закупки у единственного поставщика носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Наиболее распространенными основаниями такой закупки у заказчиков являются:
- осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
- выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
- осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
- закупки определенных товаров, работ, услуг в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме, вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Заказчики при осуществлении закупок у единственного поставщика чаще выбирают п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Для ухода от конкурентных процедур сторонами нередко используются механизмы искусственного дробления заказов либо контракты заключаются с единственным поставщиком в отсутствие оснований.
За указанные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена ответственность, в том числе по ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за дробление закупок, а именно - несоблюдение требований законодательства при принятии решений о способе и об условиях определения поставщика, в виде штрафа в размере от 30 до 100 тыс. руб.
Предотвратить указанные нарушения возможно путем использования конкурентных процедур при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, либо принятия решения о таком способе размещения заказа исключительно в соответствии с предусмотренными законодательством основаниями.
Государственный или муниципальный контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы или права и законные интересы третьих лиц, может быть признан судом недействительным (ничтожным), применены последствия недействительности ничтожной сделки.
Таким образом, по недействительной сделке каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах.
Особенности расторжения контракта в одностороннем порядке.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Причиной одностороннего расторжения может быть только существенное нарушение договора другой стороной, причем существенным является нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ч. 2 ст. 450 ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, пени и штрафы за нарушение сроков исполнения обязательств.
Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. ч. 10, 11 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В случае вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик направляет обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 13-16 ст. 95 44-ФЗ).
Следует отметить, что в случае вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта отменить такое решение может только суд.
Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если такая возможность предусмотрена в контракте, а его права нарушены. Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе).
При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заместитель городского прокурора
советник юстиции Е.Н.Селина

Официальные объявления

Ближайшие мероприятия

Все мероприятия

Новости правительства

http://pravmin74.ru/


Налоги Налоги строим дом строим дом Платформа благотворительного фонда ОНФ «Все для победы!» Платформа благотворительного фонда ОНФ «Все для победы!» Служба по контракту Служба по контракту Кибербезопасность Кибербезопасность Вместе против коррупции! Вместе против коррупции! Противодействие мошенническим практикам Противодействие мошенническим практикам Финансовая культура Финансовая культура Общественная приёмная Губернатора Челябинской области Общественная приёмная Губернатора Челябинской области Горячая линия "Сообщи о коррупции" Горячая линия "Сообщи о коррупции" Инициативное бюджетирование Инициативное бюджетирование Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости Мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости Федеральная налоговая служба Федеральная налоговая служба ГИС ЖКХ ГИС ЖКХ Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области Госуслуги Челябинской области Госуслуги Челябинской области Восстановление прав жертв политических репрессий Восстановление прав жертв политических репрессий
Официальный сайт
администрации Чебаркульского
городского округа
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 83862 от 29.08.2022
(зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).
Учредитель - администрация Чебаркульского городского округа.
Гл.редактор — Алексеева Т.Н. Эл. почта: otdel_smi@chebarcul.ru. Тел: 8 (35168) 2-28-48
16+ Для лиц старше 16 лет
Яндекс.Метрика

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс). Сервис Яндекс.Метрика использует технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндекс. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о количестве посещений и иной деятельности нашего сайта и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс.Метрика. Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Также вы можете использовать инструмент — https://yandex.ru/support/metrika/general/opt-out.html. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.