С 01 июля 2015 года вступают в силу изменения в Уголовный Кодекс РФ, введенные Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения».
Изменения коснулись ст. 264 УК РФ, где в частях 1, 2, 3, 5 ст. 264 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством заменено лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Кроме того, в санкциях частей 4 и 6 ст. 264 УК РФ установлен нижний предел наказания в виде лишения свободы на срок от двух и четырех лет соответственно. В санкции части 6 ст. 264 УК РФ исключено возможное наказание в виде принудительных работ.
Кроме того, в случае управления лицом, имеющим непогашенную судимость за преступления, предусмотренные ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ, транспортным средством или иным механическим средством, в состоянии алкогольного опьянения, или, в случае, отказа данного лица от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, с 01 июля 2015 года, наступает ответственность по статье 264.1 УК РФ, максимально возможное наказание по которой, предусматривает лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Практика показывает, что судом активно применялось дополнительное наказание в виде лишения права управления ТС при вынесении обвинительных приговоров по указанной категории дел. Так в Чебаркульском городском суде завершено рассмотрение уголовного дела по обвинению С. в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 264 УК РФ.
Судом установлено, что С. в сентябре 2014 года, управляя технически исправным автомобилем, двигаясь по участку автодороги «Чебаркуль – Нижние Караси», расположенному в Чебаркульском районе Челябинской области, проявив преступную небрежность, не предвидя возможности наступления опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности должен был и мог предвидеть эти последствия, грубо нарушил требования Правил дорожного движения Российской Федерации выразившееся в том, что он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управлял технически исправным автомобилем, двигаясь по указанному участку автодороги со скоростью около 60 км/ч в направлении г. Чебаркуль не выбрал безопасную скорость движения, не справился с управлением, пересек линию дорожной разметки и совершил выезд на встречную полосу движения, где совершил столкновение с грузовым автомобилем под управлением В., в результате чего причинил по неосторожности смерть пассажиру своего автомобиля.
Действия С. первоначально квалифицированы по ч.3 ст. 264 УК РФ, однако, обвинительное заключение по данной квалификации в горпрокуратуре утверждено не было, возвращено следователю для устранения выявленных нарушений. После дополнительного расследования действия С. переквалифицированы на ч.4 ст.264 УК РФ, с квалифицирующим признаком – совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения.
С. в судебном заседании вину признал частично, пояснил, что автомобилем управлял в трезвом состоянии, однако доводы стороны защиты в ходе судебного следствия были опровергнуты показаниями свидетелей и письменными материалами уголовного дела.
В прениях государственный обвинитель просил назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 8 месяцев колонии-поселения с лишением права управления ТС на 3 года. Исковые требования потерпевшей стороны о взыскании с подсдимого 1 000 000 рублей в счет возмещения морального вреда просил удовлетворить полностью.
Суд, при вынесении приговора, согласился с квалификацией действий С., назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 3года 6 месяцев, лишил подсудимого права управлять ТС сроком на 3 года, исковые требования удовлетворил в полном объеме.
К настоящему времени приговор в законную силу не вступил.
Заместитель городского прокурора
старший советник юстиции В.Н. Шалькевич