На протяжении последних лет налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) стабильно занимает лидирующее место в структуре налоговых платежей. В прошлом году его поступления составили более трети от общей суммы поступлений всех бюджетных доходов на территории Челябинской области.
Для бюджетов территорий нашей области значение НДФЛ еще более значимо. Поступления этого налога составляют 47 % от всех налоговых доходов консолидированного бюджета области в 2014 году. Местные бюджеты сформированы поступлениями НДФЛ на 65,7%.
Вопросы легализации заработной платы рассматриваются налоговыми органами в связи с тем, что доходы в виде оплаты труда составляют значительную часть налоговой базы для исчисления НДФЛ. Действующим законодательством предусмотрено удержание и перечисление в бюджет налога с таких выплат при участии налогового агента (работодателя).
На долю налога, перечисленного налоговыми агентами, приходится 97 % из всей суммы поступившего в бюджет региона налога в 2014 году.
Работа по обеспечению полноты и своевременности поступления в бюджет НДФЛ, помимо выездных проверок, строится в рамках созданных в налоговых органах комиссий по легализации налоговой базы, на которых рассматриваются, в первую очередь, вопросы полноты определения налоговой базы по налогу и соответствия фактических выплат требованиям действующего законодательства, а также вопросы полноты и своевременности перечисления НДФЛ, удержанного налоговыми агентами из доходов физических лиц.
В 2014 году по результатам анализа сведений о доходах, представленных агентами за 2013 год, налоговыми органами установлено, что более 17 тысяч работодателей выплачивали заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности.
По итогам работы, проводимой в рамках комиссий по легализации налоговой базы в течение 2014 года и первого квартала 2015 год заслушано 7,5 тысяч представителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Это привело к дополнительному поступлению в бюджет налога на доходы физических лиц за счет повышения заработной платы в сумме 178 млн. рублей.
В работе по легализации заработной платы также принимают участие представители Государственной инспекции труда и Отделения Пенсионного фонда в Челябинской области. Между указанными ведомствами и Управлением осуществляется постоянный обмен информацией по уровню выплачиваемой заработной платы и обращениям граждан об использовании работодателями «конвертных» схем. Результатом работы по легализации заработной платы за последние 3 года стал вывод из тени заработной платы в размере, превышающем 3 млрд. рублей.
Граждане, вступающие в трудовые отношения с выплатой зарплаты в «конверте», получают сиюминутную выгоду в виде отсутствия удержания налога на доходы физических лиц. Однако, теневые выплаты делают работника при любом трудовом споре юридически беззащитным перед работодателем, одновременно отнимая у него право на оплату по больничному листу, отпускных, www.nalog.ru компенсаций и других обязательных социальных выплат, гарантированных трудовым законодательством. Не поступающие в Пенсионный фонд средства фактически лишают гражданина достойного пенсионного будущего.
В текущем году в действующее законодательство внесены изменения в части введения обязанности налоговых агентов по предоставлению ежеквартальной отчетности. Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ в статью 80 Налогового кодекса Российской Федерации внесены соответствующие поправки.
С 1 января 2016 года налоговые агенты будут представлять в налоговый орган помимо документа, содержащего сведения о доходах по каждому физическому лицу, еще и обобщенный расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Данное изменение позволит контролировать полноту и своевременность уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного налоговыми агентами из дохода налогоплательщика в течение налогового периода, применять предусмотренные действующим законодательством меры принудительного взыскания.