С 22 августа 2014 года Федеральным законом от 21.07.2014 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вводится обязательная досудебная процедура обжалования решений об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе. Решения о государственной регистрации могут быть обжалованы в вышестоящем органе (Управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации), Федеральной налоговой службе или суде.
Обжалование решения регистрирующего органа заинтересованным лицом осуществляется путем подачи жалобы, которая может быть представлена в вышестоящий регистрирующий орган (Управление) или регистрирующий орган, решение которого обжалуется (Инспекция), непосредственно или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также направлена почтовым отправлением (ст. 25.4 Закона № 129-ФЗ).
При этом жалоба подается в уполномоченный орган в течение трех месяцев с момента когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен на 10 рабочих дней, если лицом представлены дополнительные документы или органу, рассматривающему жалобу, требуется получить дополнительную информацию.
Решение по жалобе вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, не позднее следующего дня со дня принятия решения.
В случае отмены решения об отказе в государственной регистрации, регистрирующий орган принимает новое решение по документам, представленным для регистрации, в течение 5 рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС России. При отмене решения о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в аналогичный срок.
Жалоба может быть оставлена без рассмотрения по следующим основаниям (ст.25.5 Закона № 129-ФЗ):
- не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем, либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
- жалоба подана после истечения срока подачи жалобы (по истечении трех месяцев);
- до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
- ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;
- имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.
Одновременно сообщаем, что в целях совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с использованием сети Интернет на официальном сайтеФедеральной налоговой службы
www.nalog.ru (
www.nalog.ru/rn74 - для Челябинской области) для заявителей создан электронный сервис «Узнать о жалобе».
С помощью данного сервиса можно получить следующую информацию:
- дата поступления обращения в налоговый орган, рассматривающий обращение, и входящий номер;
- срок, к которому должно быть рассмотрено обращение;
- информация о продлении срока рассмотрения обращения;
- реквизиты решения (ответа) по обращению (номер и дата);
- статус обращения (в стадии рассмотрения, рассмотрение завершено);
- сведения о результате рассмотрения обращения.