На территории Российской Федерации продолжает формироваться правовой механизм, основная задача которого состоит в противодействии незаконным финансовым операциям.
В новой редакции Закона не предусматривается никаких исключений для квалификации отдельных действий в качестве легализации (отмывания) упомянутых доходов (абз.3 ст.3 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём»). Тем самым существенно расширена область деятельности, характеризуемая уголовным кодексом, как преступная.
В вопросе о включении или не включении составов преступлений (в частности, налоговых) в понятие легализации сложилось два подхода.
Согласно первому денежные средства, приобретенные путем совершения не предикатных правонарушений, легализовать нельзя. Объясняется это следующим.
В результате совершения преступления денежные средства или иное имущество должны приобретаться, т.е. увеличивать имущество виновного лица (ст.174,174.1 УК РФ)
Между тем деяния, не отнесенные законодателем к числу предикатных, приводят к преступному неуменьшению, сохранению прежних размеров имущества.
Сторонники второго подхода считают предикатными и те категории преступлений, которые составляли исключения по действовавшему до недавнего времени уголовному законодательству. В защиту данной позиции можно привести следующие аргументы: при совершении преступлений, упомянутых в ст.193,194,198-199.2 УК РФ, виновное лицо также приобретает незаконный доход, только иным путем. Например, при уклонении от уплаты налогов или таможенных платежей происходит увеличение имущества преступника за счет тех средств, которые должны были поступить в доход государства. Другими словами, виновное лицо удерживает то, что ему не принадлежит.
До вступления в силу
Закона № 134-ФЗ законодатель руководствовался первым из названных подходов. Однако с принятием данного закона в определении предикатных преступлений применяется второй подход, как наиболее отвечающий общественной опасности отмывания преступных доходов.